Жизнь / История / 14 февраль 2019

Черкесские благотворители, школы и идея Сефербия Сиюхова (начало 20-го века, Кубанская область)

По материалам книги «Сефербий Сиюхов: Избранное». - Нальчик, 1997 г. Издательство "Эль-Фа", а также ряда научных статей, указанных в списке использованной литературы. Данная статья представляет собой авторский обзор материалов научных статей и публицистических изданий и не претендует на роль научной публикации.

В начале 20-го века мероприятия национального характера в Екатеринодаре были более яркими и масштабными, чем сегодня в Краснодаре. Жизнь города пестрела национальными красками. Иначе и быть не могло – столица многонациональной области, в которой совсем недавно, по меркам человеческой истории, смешались коренные этносы региона и страны, а к ним прибавилось несколько десятков этносов из самых разных уголков Российской империи, и даже из-за ее пределов. Коренное население Кубанской области – черкесы (они же адыги) не могли остаться в стороне. Но у них была совсем другая мотивация. В 1912 году в Екатеринодаре появилось Черкесское благотворительное общество, которое функционировало с большими перерывами вплоть до революции. Первое заседание правления состоялось 11 мая 1912 года, когда основными целями организации обозначили «доставление средств к улучшению материального, нравственного и физического состояния мусульман и содействие школьному образованию горцев Кубанской области». В обществе собрались крупнейшие коммерсанты и меценаты Кубанской области, по происхождению преимущественно черкесы, абазины и карачаевцы. Цели ставили благие - повышение уровня образования и культуры в среде горских народов области. Идея создания такого общества в среде обеспеченной черкесской общины города возникла во время проведения первого черкесского благотворительного вечера в 1908 году, где его организаторы собрали деньги на помощь пострадавшим от наводнения аулам Прикубанья. Но что стало причиной появления такой идеи в среде частных лиц? Государство не строило школ для горцев? Почему этим вопросом занимались частные коммерсанты?

Черкесские благотворители, школы и идея Сефербия Сиюхова (начало 20-го века, Кубанская область)

Для ответа на этот вопрос обратимся к трудам Сефербия Сиюхова – одного из участников общества, историка, учителя, публициста и первого министра образования Адыгейской автономной области. Его личность нам особенно важна, так как именно благодаря его упорству идея всеобщего народного образования среди черкесов была не просто реализована, но и устояла под натиском революции. Именно Сефербий Сиюхов есть живое воплощение этой идеи, ее стержень и основной двигатель. Сам он был из простой крестьянской семьи из аула Бгуашехабль, но это не мешало его отцу помогать сыну в получении образования. В своих журнальных статьях, письмах и заметках Сефербий неоднократно указывал на факт тотальной безграмотности черкесского (адыгского) общества, которую активно поддерживала Российская империя. Описывая быт и состояние черкесов в период после окончания Кавказской войны, Сиюхов указал на несколько причин такого положения. Во-первых, сама травма войны и расселения в укрупненные аулы в Прикубанье вызвала у народа апатию и страх перед всем русским. Такая ситуация подкреплялась бесправием населения, которое становилось априори виновным в любой преступной деятельности. Например, если в какой-нибудь станице происходила кража или убийство, очень часто старались преступление повесить на жителя аула, считая черкесов естественно склонными к преступлениям. Выезд и въезд в аулы производился только по разрешению пристава. Ухудшалась ситуация тем, что черкесы старались не пересекаться с русским населением и не учили русский язык, а значит и не могли себя эффективно защищать. Как писал Сиюхов – черкесы впервые познакомились с русским языком в полицейских протоколах, судебных решениях и в тюрьмах. Вплоть до революции большинство черкесского населения Кубанской области не знало русского языка. Во-вторых, правительством действительно не предпринимались меры по устройству школ и больниц в аулах. Отдельные школы работали вхолостую, так как обучение на русском языке населения, этим языком не владеющего, оказывалось бессмысленным. Учителя с мест писали отчеты о том, что трехгодичное образование не дает эффекта в ситуации незнания русского языка. Предметы заучиваются машинально, без понимания их сути и после выпуска из школы происходит процесс отката в состояние безграмотности. Хуже того – иногда такие школы выпускали полуграмотных местных приставов, которые учились в них одной науке – взяточничеству и шантажу своих же соотечественников, пользуясь незнанием ими русского языка. В-третьих, попытки отдельных особо рьяных чиновников заняться прозелитизмом (М.А. Миропиев), то есть обращением в православную веру через миссионерское школьное обучение, встретили серьезнейшее сопротивление среди мусульман в 90-е годы 19-го века. Открыли их очень хитро, подсунув аульским старшинам документы на открытие школ, заведомо зная, что читать по-русски они не умеют. Их закрыли с большим скандалом, но в черкесской среде школа стала ассоциироваться с попытками поколебать веру – единственную опору, спасающую от краха остатки черкесского этноса. В таком незавидном положении встретили горцы 20-й век и Сефербий Сиюхов одним из первых начал упорную борьбу за внедрение адекватного образования, порой даже через силу, ломая старые стереотипы и страхи. К 1908 году, Сиюхов учился на втором курсе Кубанской учительской семинарии и успел проникнуться идеями большевизма, через агитационные газеты. Сопротивление чиновничества и местного духовенства идеям просвещения лишь подогревали в нем революционный настрой. В это время у него за спиной уже был багаж из 4-х лет обучения в Майкопской горской школе. Сам он признавался, что много полезных знаний получил на канцелярской работе в ауле – ужасной скучной, но очень полезной в понимании жизни и отношений в обществе. Вполне возможно, что на него очень повлияла необходимость покинуть семинарию из-за отсутствия средств. Именно с этого года Сиюхов начинает заниматься публицистикой и печатается в СМИ на тему народного образования. Выступает против махровых традиций, вроде калыма. Сиюхов вел активную переписку с министерством образования, обращался к жителям аулов, писал статьи в Санкт-Петербург в «Мусульманскую газету» Саида Габиева, писал историко-этнографические очерки.

Сефербий Сиюхов

К похожим мыслям пришли и другие, в том числе обеспеченные, черкесы, объединение усилий которых после благотворительного вечера 1908 года привело к появлению Черкесского благотворительного общества. Что же успело оно сделать до начала революции?

В заметке Сефербия Сиюхова - «Первые черкесские учительские курсы» есть подробное описание ключевых заседаний черкесского благотворительного общества. Одно из первых заседаний по вопросу народного образования прошло 12 мая 1914 года в клубе приказчиков в Городском саду города Екатеринодара. В нем участвовали: председатель Лю Трахов, члены совета - Батырбек Шарданов, Касполет Улагай, Паша-бек Султанов, Довлет-Гирей Султанов, Гатагогу Едыдж, Келешбей Тугуругов, Пшимахо Коцев, приглашенные члены общества с совещательным голосом: Гатагогу Меджид, Магомет Совмиз, Джанхот Хатков, Мишеост Набоков, Измаил Бекух, Камбулет Бжегаков, Калубат Сиотоков, Тлиап Тлиху, Ибрагим Хидзетль, Харун Тлецерук, Сефербий Сиюхов, Барчо Шумаф.

По всей видимости, именно Лю Трахов был идейным вдохновителем и организатором как проведения первого благотворительного вечера 1908 года, так и создания Черкесского благотворительного общества. Но саму идею он явно подхватил от Сефербия Сиюхова, чья активная публицистическая деятельность в 1908 году впервые широко проявила себя. Про Лю Трахова сегодня можно было бы смело сказать self-made man. Не получивший никакого образования, настойчивый и справедливый, Лю Трахов сколотил свой первый капитал на подвозе шпал к месту строительства Новороссийской ветки железной дороги. Собранные деньги он грамотно вложил в старинный кирпичный завод в Екатеринодаре, который после переустройства стал лучшим в области, как по качеству продукции, так и по рабочим условиям. Дальнейшие вложения в магазины текстиля, банковское и телеграфное дело, переработку нефти, чугунное литье показали финансовый талант Трахова. Но история запомнила его не только за достижения в бизнесе. Лю Трахов был самым известным меценатом города. Благодаря ему черкесы, и не только они, могли получить приют и питание в Екатеринодаре в любое время. Он помогал деньгами нуждающимся, строил дома для бедных и инвалидов, бесплатные бани. Бедняки, уходившие в армию или дальнюю дорогу, несли свои родовые реликвии к нему на хранение. Кроме того, Трахов был человеком религиозным и за свою бурную жизнь успел сходить в хадж трижды, построил молельный дом у своего дома, а также первую каменную мечеть в Кубанской области в родном ауле Шенджий. Черкесские благотворительные вечера застали его уже в почетном возрасте.

Лю Трахов

На заседании 1914 года решался вопрос организации курсов черкесских учителей и вероучителей. Представители отметили, что отсутствие образования в школьных аулах серьезно вредит народу. Особенно смущало участников, что черкесы Терской области (современная Кабардино-Балкарская республика) в то время уже активно включились в процессы обучения, а черкесы Кубанской области ему сопротивлялись.В те годы правительство разрешило преподавать в инородческих школах на родном языке минимум до 3-х лет и учителей нанимать на общественные средства. Общество решило пустить средства на подготовку учителей, а заодно издание учебных материалов на родном языке и переработку русскоязычной литературы для понимания горцев, по уровню их быта. Курсы проходили в три летних месяца (15 июня – 15 сентября) с 8 утра до 11 вечера. В первое время выделили помещения в ауле Тахтамукай на 35 человек, за счет общества их снабжали питанием. Одним из первых учителей и заведующим курсами стал Сефербий Сиюхов.

Курсы в Тахтамукае

Есть даже список первых курсантов (Приложение №1). Среди них были будущие певцы, поэты, рассказчики старины, этнографы, составители черкесского алфавита. Условий для поступления было всего три – первоначальная минимальная подготовка, возраст более 20 лет и отсутствие судимостей.

Список предметов делился на две части:

1) Основные – русский язык, арифметика, русская история, история черкесов, география, педагогика, школьная гигиена, училищеведение.

2) Вероучение – шариат, история Ветхого Завета, история ислама, черкесский язык.

Гигиену включили неспроста – в станицах Кубани и аулах Адыгеи пользоваться зубными щетками и порошками начали только в середине 1930-х годов. Так появились первые, по-настоящему действенные, курсы подготовки учителей народной черкесской школы. Это был первый опыт организации системного образования среди черкесов, который оказался крайне эффективным и был перенесен в соседние регионы. Например, в Терский округ, где в городе Нальчик аналогичную деятельность развил брат заместителя председателя общества Батырбека Шарданова – Берд Шарданов.

Батырбек Шарданов

Благотворительное общество возобновило деятельность в декабре 1916 года. На заседании практически те же лица, что и в 1914 году, но состав расширился. Председателем избрали Батырбека Шарданова, в связи со смертью идейного вдохновителя Лю Трахова в июле 1914 года. Его деятельность продолжили сыновья. Заместителем председателя стал судья Паша-бек Султанов, казначеем – заведующий Екатеринодарским лесничеством, коллежский советник Касполет Улагай, секретарем адвокат Пшимахо Коцев, членами правления – Гатагогу Едыдж, Сефербий Сиюхов, сын Лю Трахова - Гамид Трахов, историк и публицист, основатель адыгейского театра Султан Довлет-Гирей, этнограф Айтек Намитоков – всего 10 человек. В ревизионную комиссию вошли – учитель, выпускник черкесских курсов Юнус Бжассо, второй сын Лю Трахова - Меджид Трахов, учитель, революционер и председатель потребительских кооперативов города - А.С. Слепышев. В этот раз расширили деятельность. Поставили целью приобрести черкесские шрифты для печати книг, подготовить учительские курсы по обучению черкесским языком, послать ряд черкесских детей в Горийскую школу для подготовки, напечатать учебники для школ и книги для народа. Тогда же решили организовать черкесский музей и открыть фонд для постройки мечети в Екатеринодаре, о которой мечтал еще Лю Трахов и которую поддержал последний наказной атаман Кубанской области - Бабыч. Разрабатывали вопросы расширения медицинской помощи в аулах. Участники отмечали, что с 1915 года удалось переломить внутреннее сопротивление черкесов, и особенно духовенства, и процесс постройки школ и обучения пошел в гору.

Батырбек Шарданов в центре справа, Лю Трахов сверху слева

Революция оборвала деятельность общества, но ее подхватили ее отдельные участники. И основной фигурой здесь снова стал Сефербий Сиюхов, который идею черкесского образования продолжал упорно нести за собой сквозь тяжелые годы революции и Гражданской войны. В 1918 году председателем Кубанской Рады стал Лука Быч, а одним из его заместителей престарелый Паша-бек Султанов. Интересы черкесов в раде представляли Пшимахо Коцев, Осман Гатагу, Касполет Улагай, Шахим Султан Гирей, Сефербий Сиюхов, Кучук Натырбов, Айтек Намиток и Мурат Гатагогу то есть как минимум семь участников черкесского благотворительного общества. Однако, в этом списке есть загадка. Сефербий Сиюхов с первых дней Гражданской войны выступал противником белогвардейцев и Кубанской рады и даже был приговорен к расстрелу на короткий период 1919 года. Как он попал в Раду, его автобиография умалчивает. Вполне возможно, что в список попросту закралась ошибка.

Пшимахо Коцев - в центре

И в этом смысле интересно рассмотреть судьбы участников черкесского благотворительного общества. Прежде всего, обратимся к описанию Хакуриновского съезда в 1917 году, где явственно проявился разлом участников на два лагеря. Аул Хакуринохабль представлял собой важное место, с точки зрения черкесов Кубанской области. Не зря здесь в ранние советские годы располагалась исполнительная власть Адыгейской автономной области. Суть съезда проста – решался вопрос, принять революцию или войти в союз с казаками Кубанской Рады. Сефербий Сиюхов находился в партии меньшинства, выступавшей за революцию. Заместитель председателя Рады, Султан Шахан-Гирей, агитировал черкесов выступить против советской власти. На этом съезде очень ярко выступил брат Айтека Намитока – Айдамир, который убедительно объяснил трагические последствия, которые ждут черкесов при нарушении нейтралитета и выступлении на стороне казаков, которое втянет черкесов в бессмысленный конфликт с иногородними. О судьбе Айдамира Намитока общедоступные источники умалчивают.

Раз уж мы начали с белого движения в гражданской войне, начнем с него.

Паша-бек Султанов – известный судейский деятель, «милый старик», как описывали его современники. В 1918 году занял пост заместителя председателя Кубанской Рады – политической организации Кубанского казачьего войска, боровшегося с советской властью. Найти источники по дальнейшей судьбе Паши-бека не получилось, но известно, что эмигрировать ему все же удалось, несмотря на преклонный возраст.

Пшимахо Коцев – родился в 1884 году в ауле Сармаково в Кабарде. После окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета перебрался в Екатеринодар. В мае 1917 года уже числился членом ЦК Комитета Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Премьер-министр и министр МВД Горской (Северо-Кавказской) республики в конце 1917 года. Кстати, это федеративное объединение народов Северного Кавказа до сих пор существует в виде организации в Турции и проявляло себя в последний раз в начале 1990-х годов в попытке заявить о независимости федерации республик Северного Кавказа по примеру бывших республик Советского союза. Оппонентом Пшимахо Коцева на всех революционных митингах был известный на Кавказе большевистский лидер Орджоникидзе. Критикуя Горскую республику, он сам делал все, чтобы создать аналогичную форму объединения народов Северного Кавказа. С приходом советской власти в 1921 году, Пшимахо эмигрировал в Турцию. В Стамбуле он занялся издательством газет и журналов. Причем в первое время именно антисоветской направленности. Там же он собирал средства для белогвардейцев, а позже для эмигрантского движения. Позже Пшимахо Коцев работал в крупных фирмах и банках в качестве юриста, написал большую книгу «Северный Кавказ: страницы из истории борьбы за независимость» и множество статей на ту же тему. Умер в Стамбуле в 1962 году.

Касполет Улагай – лесничий ревизор, который с 1890 по 1905 годы дорос по службе до заведующего Екатеринодарским лесничеством и далее до 1917 года состоял в гражданском чине коллежского советника, второго по старшинству при Черноморско-Кубанском управлении земледелия и государственных имуществ. Также Касполет Улагай являлся управляющим князя Михаила в его владениях в Вардано. Такое доверие со стороны князя появилось в результате участия в княжеских охотах с 1893 года в качестве охотника и проводника. В апреле 1917 года Касполет Улагай при Кубанской Раде получил должность заведующего закупочным продовольственным районом в городе Екатеринодаре и по всей Кубани. О дальнейшей судьбе Касполета Улагая после 1920 года нет достоверных данных, но известно, что эмигрировать ему тоже удалось.

Кучук Натырбов – потомственный военный из махошевских уорков, родился в ауле Натырбово в 1878 году. В войсках Юга России он состоял по ведомству земледелия и к 1917 году имел множество наград за участие в Первой Мировой войне. С женой Фатимой Шеретлуковой Кучук познакомился в 1908 году на первом Черкесском благотворительном вечере, где она выступала актрисой. После окончания Санкт-Петербургского университета с семьей он отправился в Читу, где они прожили вплоть до февральской революции 1917 года. Братья Кучука погибли в 1916-1917 годах на разных фронтах. Кучук Натырбов занимал высокие должности в управлении губернии. Недалеко от Читы работал брат его отца – Шумаф, «ставший первым русским военным губернатором Монголии», впоследствии расстрелянный большевиками. После революции Кучук Натырбов вместе с семьей возвращается в Екатеринодар. В начале 1920 года его эвакуируют на остров Лемнос из Новороссийска и далее в Париж, в то время как жена с 4 детьми эмигрирует в Турцию. Затем его семья, с двумя сестрами Фатимы, эмигрирует в 1923 году в США, где они все и воссоединяются. Это происходит благодаря тому, что Фатима продолжает устраивать культурные вечера в Стамбуле, в летнем домике султана, отданном беженцам-черкесам. Здесь ее замечает американский адмирал Бристоль, который и приглашает семью в США. Натырбовы стали первыми черкесскими семьями, поселившимися в Нью-Йорке. Кучук умер в Нью-Йорке в 1925 году. Фатима Натырбова работала швеей для артистов и спустя годы основала с грузинским князем Сидамон-Эристави Георгием Дмитриевичем Кавказско-грузино-русскую общину в Нью-Джерси. Один из двоюродных братьев Кучука - Ислам-Гирей Мишеостович, также эмигрировал в США, где умер в 1932 году.

Кучук Натырбов - сидит справа

Айтек Намиток – яркая фигура черкесской интеллигенции. Родился в 1885 или 1892 году в ауле Понежукай. В 1916 году Айтек окончил юридический факультет Петербургского университета и с началом февральской революции активно занялся политической деятельностью в столице. В 1917 году Айтек стал депутатом Временного правительства. В этой должности он приезжал в «Дикую дивизию» агитировать против вступления в противодействие с правительством Керенского. Позже, в качестве депутата и министра юстиции Кубанской Рады, принимал участие во многих переговорах, в том числе за рубежом. Вместе с председателем Кубанской Рады – Лукой Бычем, вел переговоры с официальными представителями Франции о признании независимости Кубанской области в составе делегации, чем вызывал раздражение в руководстве Белой Армии. После роспуска белогвардейцами Кубанской Рады, Айтек, со всей делегацией, вынужден был остаться в Париже. Короткое время он принимал участие в казачьих и горских делах эмиграции в Праге, но быстро переключился на образовательную деятельность. Окончил Сорбонский университет, где занял должность профессора. В предвоенные 1930-е годы Айтек Намиток переехал в Стамбул, в качестве профессора французского языка в крупнейшем турецком университете. Одновременно его избрали членом института по изучению народов СССР в Мюнхене. Он выполнял также и большую общественную работу: на протяжении долгого времени руководил «Северокавказским национальным центром» в Стамбуле. Свои труды Айтек Намиток писал на английском, немецком, французском, русском языках. Знаменитая работа профессора «История черкесов» была написана в 1939 году на французском языке, а в 2004 году она вышла в Стамбуле на турецком языке, ее издала черкесская интеллигенция, проживающая в Турции. Умер известный историк в 1963 году.

Айтек Намиток

Мурат Хатагогу или Гатагогу – в 1917 году стал участником Первого свободного съезда представителей горских народов Кубанской области и Черноморской губернии. С 1919 года заместитель председателя Кубанской Рады. При разгоне Кубанской Рады частями Деникина Мурат был арестован и отправлен в эмиграцию вместе с 11 членами Кубанской Рады. Все они застряли в Стамбуле, откуда выезд Антантой им был запрещен. В 1920 году из Стамбула Мурат Гатагогу активно пытался помочь эмигрантам горцам. В связи с обращением к Антанте, его включили в состав Кубанской Чрезвычайной Миссии в Закавказье, но в Россию их не пустили. До декабря 1920 года они находились в Грузии и пытались решить проблемы горцев-эмигрантов. С 1923 года Мурат занимал пост заместителя председателя, а затем и председателя «Союза горцев Кавказа» в Праге. Сохранилось его письмо в Чехию к Федору Щербине с просьбой помочь родственнику Гамиду Бекуху устроиться на учебу в Украинскую господарскую (хозяйственную) академию в Подебрадах, где Щербина в эмиграции стал профессором, а Лука Быч ректором. Мурат Гатагогу редактировал журнал «Кавказский горец». Считается организатором и лидером эмигрантской общины в Праге.

Султан Довлет-Гирей – дальний родственник этнографа Султан Хан-Гирея. Довлет-Гирей - один из семи сыновей Султана Селет-Гирея из княжеской военной семьи потомков крымских ханов. Родился в 1875 году в ауле Тлюстенхабль. С 1881 года Султан воспитывался в Египте. В 1890 году 14-летний Султан Довлет-Гирей вернулся из-за границы на Кавказ. В 1895 году с производством в чин корнета окончил Константинопольское кавалерийское училище и выполнял в Турции разведывательное задание русского правительства на службе в турецкой армии. С 1898 по 1901 годы путешествовал в Европе, изучал историю, литературу, языки. В 1901 году возвратился в Россию и проживал в Кубанской области, где занимался вопросами истории и этнографии народов Кавказа. В 1909 году вновь отправляется в Турцию воевать. Для этого он получил у императора личное разрешение на выезд. В Турции он не встречает доверия и в 1911 окончательно возвращается на Кавказ, с обязательным путешествием через Европу по пути. В эти годы он становится членом ряда культурно-просветительских и благотворительных обществ. Довлет-Гирей считается основателем адыгейского театра и первым сценаристом, благодаря театральным постановкам по мотивам рассказа «Наезд Кунчука», авторства Султан Хан-Гирея на втором черкесском благотворительном вечере в 1914 году. Получил широкую известность его очерк в «Известиях общества любителей изучения Кубанской области» о положении черкесов в Турции. Им было высказано удовлетворение отношением турецких властей к черкесам. Однако обстановка в Турции изменилось после казни без суда в 1912 году 10 генералов-черкесов, а особенно после нападения Турции на Россию в конце 1914 года. По этому поводу Довлет-Гиреем был отправлен обширный доклад 20 января 1915 года верховному главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу. В марте 1918 года Султан Довлет-Гирей был схвачен в Горячем Ключе большевиками, перевезен в аул Габукай и там заколот штыками одновременно со 180 черкесами того же аула, восставшими в их защиту. Тогда же, пробираясь с небольшим отрядом через Туапсинский округ, его брат Султан Крым-Гирей был захвачен большевиками и арестован в станице Калужской. Через Горячий Ключ его провезли в селение Княземихайловское. Там его истязали в течение нескольких дней, а затем привесили за ноги к дереву, разложили под ним костер и сожгли живьем. Второй брат - Магомет погиб такой же смертью. Третий брат - Султан Каплан-Гирей, был захвачен в своем хуторе Исабанахабль за Кубанью, близ Екатеринодара, и зарублен шашками. Еще один его родственник – Султан Клыч-Гирей, участник 1-го Ледяного похода, с 1918 года командир Черкесского конного полка из аула Шенджий. В 1920-1921 в горах юго-востока Кубани командовал войсками бело-зеленых. Эмигрировал во Францию. В 1930-х годах был назначен нацистами командиром Кавказских национальных частей Германской армии в качестве генерал-лейтенанта. В 1945 году англичане выдали его СССР, где его казнили в Москве в 1947 году, как нацистского пособника.

Султан Крым-Гирей

Сюда бы я добавил выпускника черкесских курсов Ахмеда Бекуха из Шенджия, сына эфенди Исмаила Бекуха. Ахмед - создатель первого адыгского алфавита на основе арабской грамматики. На алфавите Бекуха печатались первые газеты «Адыгэ макъ» (1923), «Адыгэ псэук1» (1926) и «Красная Кубань» (1918). В 1918 году вышел в свет букварь Бекуха и книга по истории ислама. Позже Ахмед сам стал эфенди в ауле, но вынужден был эмигрировать в Турцию из-за религиозных преследований, как и Камболет Бжигаков, который далее уехал в США. Бекух Меджид же остался и позже умер в ссылке в Сибири.

Теперь посмотрим на другую сторону – тех, кто остался с советской властью. В первую очередь, это, конечно же, главный учитель - Сефербий Сиюхов. Его мы никак не можем отнести к Белому движению. Думаю, его фамилия в списке черкесских представителей Кубанской Рады – ошибка. Сефербий рассказывает, что с 1918 года стал активно сотрудничать по черкесским делам в Военно-Революционном Комитете и параллельно вел работу в Комиссариате по горским делам над изданием политической и учебной литературы на черкесском языке. То есть даже в самые сложные годы он не перестает заниматься вопросами народного образования. В это время организовалась группа идейных борцов для контрагитации белых из выпускников черкесских курсов Асланбека и Юнуса Бжассо, знаменитого писателя Ибрагима Цея, Крым-Гирей Шехова, Карабатыра Хуажева, Меджида Джамирзе, Едыджа Гатагогу, Саида Хатанова, Кчука Чапарова, А. Калмыкова и Дауда Гутякулова. В 1918 году белогвардейцы приговаривают всю группу к расстрелу, и они вынуждены были скрываться несколько месяцев в горах, пока по ходатайству аульских старейшин их не помиловали. С приходом советской власти в 1920 году Сефербий Сиюхов включается в активную политическую работу. Его наработки в области системы образования, оставшиеся от черкесского благотворительного общества берет за основу Шахан-Гирей Хакурате – председатель Горского исполкома. Вместе с ним, Сефербий Сиюхов, в качестве заместителя председателя, работает над вопросом выделения черкесов в отдельную автономную область. В новой области он также занимает должность заместителя председателя и заведующего областным отделом народного образования. В 1928-1929 годах его переводят на должность директора Майкопского педтехникума, где он участвует в составлении множества учебников, букварей, организует сбор фольклора, информации об истории черкесов, разрабатывает курс Истории Адыгеи. В 1930 году Сефербий Сиюхов на должности научного сотрудника Государственного музея Абхазии попадает под репрессии за «буржуазный национализм». Три года он проводит в заключении, а с 1934 года его назначают инженером по труду на стройках Беломорканала и Цимлянского водохранилища. Только в 1951 году он возвращается в Краснодар и в 1960 году его реабилитируют. Годы репрессий Сиюхов воспринял тяжело, поскольку искренне доверял советской власти и боролся за нее многие годы.

Шахан-Гирей Хакурате

Гатагогу Едыдж – известно, что он был эфенди в Шенджие, вместе с братом-купцом Меджидом участвовал в группе революционеров Сефербия Сиюхова. был убит в 1918 году в ауле Шенджий.

Магомет Совмиз, Джанхот Хатков, Мишеост Набоков, Сагид Барчо – уважаемые представители духовенства. Они остались в России и пытались проводить осторожную политику. Эфенди Джанхот Хатков в 1920-е годы ездил по аулам и агитировал собирать деньги на новые школы. Кадий Магомет Совмиз, например, был приглашен на работу в Народный суд. Он давал консультации по делам шариата – по семейно-бытовым, имущественным и земельным спорам, но не продержался в суде больше года – был уволен как социально чуждый. Они участвовали в Хакуриновском съезде, где выступали совместно с Айдамиром Намитоком, пытались в 1922-25 годах проводить коммунистические съезды в ауле Хатукай по основным вопросам аульского управления. На съезде в Хатукае выступали за равноправие, за обучение Корану в школах, за создание муфтиата, или Шариатского совета. На последнем съезде в ауле Адамий в 1925 году эфенди рассорились, раскололись на "прогрессивных" и "реакционеров", младшие кричали на старших, даже захлопывали их выступления. В аулах мечети закрывались, переоборудовались в больницы. Закят, который мусульмане всегда собирали для помощи бедным, сиротам, вдовам, больным, теперь надо было в приказном порядке нести в крестьянские комитеты и покупать на них трактора и молотилки. Вскоре эфенди были лишены избирательных прав, во многих аулах они писали расписки, что отказываются от служения, становились изгоями. Магомет Совмиз после образования Адыгейско автономии был членом областного комитета депутатов трудящихся, а в 1933 году выслан в Сибирь. С начала 1930-х гг. советская власть открыто разворачивает гонения на мусульманское духовенство. Закрываются мечети, медресе, школы арабского языка, производятся массовые аресты мулл и эфендиев. Большинство были репрессированы и не вернулись.

Вне сторон конфликта у нас остаются судьбы еще нескольких важных участников черкесских благотворительных вечеров. В первую очередь, это Батырбек Шарданов – коммерсант, специалист по строительству железных дорог, историк, публицист и меценат. В его доме, по просьбе мэрии Екатеринодара, расположилась картинная галерея Коваленко. По происхождению из дворян Большой Кабарды по линии эфенди Шардана Хаджи-Магомеда. За время работы главным инженером железнодорожного акционерного общества Владикавказской жд до 1917 года он находился в управлении благотворительным обществом. Батырбек написал несколько исторических статей по истории и быту черкесских народов, в которых выступал за единство черкесов с Россией. Он активно участвовал в работе Общества по распространению технических знаний среди горского населения Северного Кавказа. Позже эмигрировал в Турцию и дальше следы его теряются. Его брат, Шарданов Берд пошел по военной службе. С 1909 по 1914 годы проживал в Екатеринодаре, где включился в деятельность благотворительного общества, а после этого перебрался к старшей родне в Нальчик, где с 1915 года вошел в состав Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа. Далее участвовал в Первой мировой войне, а в 1917-м году стал делегатом в Учредительное собрание от Нальчикского округа. В Гражданскую войну он сражался в 1-м Кабардинском конном полку в Кабардинской конной дивизии. После войны ушел в сельское хозяйство, а в 1928 году его расстреляли без права реабилитации. На Армавирской почтово-телеграфной станции с 1891 года работал двоюродный брат Батырбека Шарданова, коллежский секретарь - Асхад Джамботович Шарданов, второй его двоюродный брат Мусса Магометович Шарданов, умерший еще в 1890 году, служил подпоручиком в Лабинском иррегулярном эскадроне Кавказско-горской милиции. Рядом со знаменитыми царскими угодьями «Абрау-Дюрсо», было расположено имение «Джанат», которым владел Тлюстамбий Гамидович Шарданов, учившийся виноделию во Франции, в провинции Шампань, а в Анапе успешно выращивал марочное вино «Шардоне фанагорийское» Якуб Шарданов-младший.

Батырбек Шарданов

Сыновья Лю Трахова – Гамид и Меджид также эмигрировали. Гамид Трахов окончил Санкт-Петербургский институт путей сообщения и работал инженером-строителем при Кубанском областном правлении. Меджид, тоже получил высшее образование в Санкт-Петербурге и состоял почетным членом попечительства Кубанского войскового приюта для девиц. В 1920 году оба брата вынуждены были бежать в Турцию. Они успели вывести семейный капитал на иностранные счета и жили за счет этих средств. Известно, что их родовые линии прервались. По данным Энвера Трахова, потомка племянника Лю Трахова, Гучеслава, по материнской линии - дочь одного из сыновей Лю Нахлуховича, то есть его внучка по прямой линии, погибла во время бомбежки Парижа в 1940-х.

Энвер Трахов

Важно помнить, что идея спасения черкесов Кубанской области от вымирания, идея их включения в современную цивилизацию через массовое народное образование, от начала и до конца, принадлежит Сефербию Сиюхову. Он, как носитель этой идеи, упорно пронес ее сквозь самые бурный годы истории России, и реализовал на высочайшем уровне. К 1930-му году уровень образования населения Адыгейской автономной области считался самым высоким в СССР и сравнялся со средним по Великобритании, о чем писала Крупская. Обычно, эту заслугу приписывают деятельности Шахан-Гирея Хакурате. В этом есть доля истины, но Хакурате всего лишь подхватил ее и помог провести в жизнь, благодаря появлению автономии. Да и честолюбие Шахан-Гирея сыграло немаловажную роль в том, что эту заслугу приписывают именно ему. Однако, именно усилиями Сефербия Сиюхова, имевшего значительно больший опыт в этой сфере, удалось не просто сохранить достижения черкесского благотворительного общества, но и воплотить их в жизнь уже в годы советской власти. Так черкесы Закубанья сохранились, как этнос внутри Адыгейской автономной области. У них появилась своя интеллигенция – артисты, режиссеры, писатели, поэты и художники, достижениями которых пользуется сегодня всё человечество.

Данная статья представляет собой авторский обзор материалов научных статей и публицистических изданий и не претендует на роль научной публикации.

Приложение №1

По данным Государственного архива Краснодарского края (ф. 660, оп. 1, ед. хр. 28) список лиц, подвергнутых согласно предписанию Начальника Кубанской области от 2 сентября 1914 г. за №14429 испытанию в знании мусульманского вероучения и черкесской грамоты, следующий:

1. Басте Магомет

2. Бахов Салех

3. Бекух Ахмет

4. Вайкок Аюб

5. Гиш Зекошу

6. Джигун Исмаил

7. Кезин Салех

8. Мамхегов Али

9. Мезужок Ильяс

10. Мешвез Салех

11. Нехай Меджид

12. Нехай Амерзан

13. Петуваш Дауд

14. Тлехас Рашид

15.Паранук Черим

16. Тлиап Калатчерий

17. Хамхоков Хусен

18. Ханахук Теучеж

19. Хатаузе Мусса

20. Хушт Ильяс

21. Цеев Махмуд

22. Чамоков Хусен

23. Чермит Севоз

24. Чуяко Ибрагим

25. Нагузи Бачерий

26. Шиков Ибрагим

27. Уджуху Аскаль

28. Шаов Батырбий

29. Женетль Зекошу.

Список литературы:

- Сефербий Сиюхов: Избранное». - Нальчик, 1997 г. Издательство "Эль-Фа";

- Горлова И.Н., Костина Н.А. Современное краеведческое движение в лицах: Энвер Махмудович Трахов. – Наследие веков. 2017, №4. Электронная ссылка: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-kraevedcheskoe-dvizhenie-v-litsah-enver-mahmudovich-trahov;

- Красный террор в годы гражданской войны. Под ред. Фельштинского Ю.Г. и Чернявского Г.И. Электронная ссылка – http://lib.ru/HISTORY/FELSHTINSKY/krasnyjterror1.txt?iframe=true&width=900&height=450;

- Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры Середина XVI начало XX в. Биографический справочник. Электронная ссылка - http://apsnyteka.org/922-kazakov_a_adygi_cherkesy_na_roccyskoy_voennoy_sluzhbe_voevody_i_ofitsery.html

- Неугасимый свет Ислама: Возрождение Ислама в Республике Адыгея и Краснодарском крае / ЦРО Духовное управление мусульман РА и КК; отв. Емиж Н.М. — Майкоп: ООО «Качество», 2011. Электронная ссылка - http://apsnyteka.org/555-neugasimiy_svet_islama.html

- Бабич Ирина. Западные адыги и казаки в Европейской эмиграции: Вместе и врозь (1919-1930-е гг.). - Кавказ & Глобализация, Том 5, Выпуск 3-4, 2011 г. Электронная ссылка: https://cyberleninka.ru/article/v/zapadnye-adygi-i-kazaki-v-evropeyskoy-emigratsii-vmeste-i-vroz-1919-1930-e-gg

- Машитлев Р.М. Адыги Кубани в военно-политическом конфликте 1920 года. - Современная научная мысль №4, 2014 г., Изд.: АНО "Научно-исследовательский институт истории, экономики и права". Электронная ссылка: https://elibrary.ru/item.asp?id=21850052

- Машитлев Р.М. Участие адыгов Северо-Западного Кавказа на начальном этапе гражданского вооружённого конфликта (январь – февраль 1918 г.). - Конференция «Ф.А. Щербина и народы Юга России. История и современность», 2006 г., февраль, Краснодар. Ссылка - http://slavakubani.ru/kkv/history/1917-1920/uchastie-adygov-severo-zapadnogo-kavkaza-na-nachalnom-etape-grazhdanskogo-vooruzhyennogo-konflikta-ya/

- Чумаченко В.К. Профессор Ф.А. Щербина и Кубанское землячество при Украинской хозяйственной академии в Подебрадах (ЧСР). - Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Сев. Кавказа. История и современность», 2008 год, г. Краснодар. Электронная ссылка - http://slavakubani.ru/kazachestvo/fame-cossack/scherbina-f-a/professor-f-a-shcherbina-i-kubanskoe-zemlyachestvo-pri-ukrainskoy-khozyaystvennoy-akademii-v-podebra/

- Брацун Е.В. Адыгский культурный след на карте старого Краснодара (Екатеринодара): к истории дома статского советника К. Т. Улагая. - Наследие веков, №1, 2016 г. Электронная ссылка - https://cyberleninka.ru/article/n/adygskiy-kulturnyy-sled-na-karte-starogo-krasnodara-ekaterinodara-k-istorii-doma-statskogo-sovetnika-k-t-ulagaya

- Звездова Н.В. Правоведы-организаторы власти Временного правительства на южной казачьей окраине России. - Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки №3, 2006 г. Электронная ссылка - https://cyberleninka.ru/article/n/pravovedy-organizatory-vlasti-vremennogo-pravitelstva-na-yuzhnoy-kazachiey-okraine-rossii

- Потребительская кооперация в годы мировой войны. Электронная ссылка - http://www.business-kuban.ru/istoriya-kubani/kooperatsiya-na-kubani/potrebitelskaya-kooperatsiya

- Чернов И. Гибель империи казаков: поражение непобежденных. Глава 14. Электронная ссылка - https://history.wikireading.ru/269744

- Емтыль З.Я. Советская власть и мусульманское духовенство Северного Кавказа в 1920-е – начале 1930-х гг. – Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, №1, 2010 г. Электронная ссылка - https://elibrary.ru/item.asp?id=15114386

Источник: [url=https://zen.yandex.ru/media/simple_history/cherkesskie-blagotvoriteli-shkoly-i-ideia-seferbiia-siiuhova-nachalo-20go-veka-kubanskaia-oblast-5c614c27facd8f00aef36fe2?from=channel&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&rid=2365181998.333.1550089504340.99483&integration=site_desktop&place=layoutКавказские истории[/url]
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:

«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
х