Россия / 18 июль 2020

Станет ли оправданный генерал Качев фигурантом нового дела о коррупции?

Станет ли оправданный генерал Качев фигурантом нового дела о коррупции?

Чуть более месяца назад 9 июля 2020 года экс-руководитель МЧС в субъекте федераций, обвиненный в коррупционных преступлениях Игорь Качев был оправдан. Решение фемиды, стало большой неожиданностью. Так как по закону он сможет требовать восстановления в должности или равноценной замены. Впрочем, в ходе проведенного расследования редакции стало известно, что бывший функционер не оставлял дела даже во время своего уголовного преследования. Есть предположение, что, находясь пусть не в госструктуре, но рядом с ней Качев мог контролировать куда более мощные – многомиллионные денежные потоки в том числе бюджетных средств предприятий и учреждений Саратовской области, которые поступали от использования автоматических противопожарных систем.

В Саратовской области легально действует формально некоммерческое Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Федерации пожарно-прикладного спорта». Далее для удобства будем именовать организацию для краткости СРО «ФППС» или просто СРО.

Федерация ради спорта или денег?

Уставная цель, по учредительным документам СРО «ФППС» вполне благородна – развитие спорта пожарных. При ее непосредственном участии в прошлом году Саратов принял год назад не много ни мало и мировой чемпионат по пожарно-спасательному спорту. В нашем городе собрались спортсмены с трех континентов, десятков стран. Спортивный праздник тогда получил высокую оценку. Слова благодарности саратовцы слышали, как от гостей иностранных спортсменов и членов федераций, так и от чиновников из столицы.


фото c Чемпионата Мира по пожарно-спасательному спорту в Саратове: interfiresport.okisel.ru

Но есть у саратовской федерации и менее известное для широких масс направление деятельности – коммерческое. Об этом не мог не знать Игорь Качев. Так как именно он приложил руку к созданию отделения в регионе. На момент создания СРО в 2014 году, герой публикации занимал пост начальника ГУ МЧС. Более того, в регионе он является и главным государственным инспектором Саратовской области по пожарному надзору. Поэтому именно приказом за его подписью № 242 от 25 апреля 2014 года СРО получило лицензию, которая давала право некоммерческой организации заниматься вполне себе прибыльной деятельностью – установкой, обслуживанием, ремонтом, (словом полным комплексом мэр по работе) систем обнаружения огня и пожарных сигнализаций.

Тут будет уместно напомнить, что по закону широкий перечень бюджетных и коммерческих организаций должны быть оборудованы системами обнаружения огня, пожарными сигнализациями, пультами связи с пожарными дружинами. В этом списке офисы и торговые и складские площади, а тем более школы, детсады, больницы и поликлиники, помещения детский кружков, секций, студий, школ искусств, дома престарелых и инвалидов. Словом, емкость рынка услуг огромна.

А скажем так, мозговым центром любого противопожарного комплекса является центр технического мониторинга. И подключается такой центр к одной единой компьютерной системе. В Саратовской области такой системой стал программно-аппаратный комплекс «Стрелец-мониторинг», версии образца 2013 года. Именно его использовали и устанавливали во все организации с которыми работала СРО.

Уголовное дело не помешало стать «общественником»

Интересный факт, но пока Игорь Качев руководил ведомством работу федерации ППС на соответствие лицензионный требованиям, так ни разу и не проверили в областном МЧС. Ни единой проверки! Может ли это свидетельствовать о благосклонности к СРО? Представляется, что исключать это было бы очень наивно.

Впрочем, куда более красноречивы оказались действия, предпринятые руководством СРО после того, как на Игоря Качева завели уголовное дело. Казалось бы, чиновник оказался не просто в опале у местных силовых ведомств, но его деятельности дали красноречивую оценку и федеральные проверяющие. Инспекция из столичного управления безопасности МЧС пришла к схожим выводам, что и следствие по уголовному делу. Факты не эффективной работы в ведомстве Качева были установлены, вопрос был в том умышленно и корыстно это было сделано или просто работа была организована спустя рукава. К слову, суд по делу пусть и принял вторую точку зрения, посчитав вину не доказанной, но самим фактам сомнительных операций и в оправдательном решении дана красноречивая оценка.

Казалось бы, чиновник полностью скомпрометирован. Но именно в это время Игорь Качев спокойно устраивается на руководящий пост заместителем директора в СРО. На своей новой должности курировал направления развития и общественных связей. Что это – кредит доверия профессионалу или запасной аэродром, который заготовил себе чиновник заранее? Тем более, есть некие основания полагать, что рынок услуг по мониторингу автоматических противопожарных систем Саратовской области был в серьезной степени монополизирован.

В то время, когда Качев еще руководил управлением МЧС, руководитель СРО Владимир Мартынов стал членом ведомственной рабочей группы: «по обеспечению функционирования оборудования системы ЦТМ «Стрелец-мониторинг». Это давало ему возможность лоббировать установку собственной версии системы, используемой в рамках коммерческой деятельности СРО, а разработки сторонних и независимых компаний (в том числе более новые и современные) под различными предлогами признавать неэффективными.


К слову, господин Мартынов по сведениям из базы данных Rusprofile значится как руководитель сразу пяти и учредитель целых шести компаний. И эти ООО имеют вполне характерные названия: «Блокпост», «Прометей», «Титан», «Маркс». Среди видов деятельности этих компаний производство электромонтажных работ, как раз необходимое для прокладки линий и установки датчиков пожарных сигнализаций.

Безопасность против жадности

Оборот по каждой из этих компании мешает определить коммерческая тайна. Но вот СРО будучи общественной организацией обязана публиковать куда больше данных о своей деятельности в части движения денежных средств по счетам. И они могут впечатлить. Средняя ежегодная прибыль от установки и обслуживания систем «Стрелец-Мониторинг» может измеряться в 70, а то и 80 миллионов рублей. При этом часть финансовой прибыли в объеме свыше 20 миллионов (заметим 25% и более) со счетов уходит к организациям и аффилированным компаниям и частично через сделки по займу. А так как пульты систем, даже установленные отрядах противопожарной службы все еще находятся в собственности СРО, то есть основания полагать, что обогащение компании продолжится.

Помещать этой налаженной схеме действовать дальше могла реорганизация в системе подведомственных МЧС учреждений, прошедшая осенью прошлого года. Часть казенных учреждений (в которых, к слову и стояли пульты системы «Стрелец-мониторинг) была ликвидирована или реорганизована. Поэтому с нового года получать деньги за обслуживание стало бы сложнее. Но СРО предложило региональному управлению заключить новые договоры на обслуживание системы «Стрелец-Мониторинг». В МЧС посчитали, что такой договор должны одобрить как минимум антимонопольные органы и отправили проект соглашения в УФАС. И оказалось, что неспроста. Дважды Саратовское УФАС давало свое заключение, и оба раза находило в действиях СРО нарушения норм законодательства защищающего свободную конкуренцию. Ответом на это, со стороны СРО стало не много ни мало, а попытка полностью отключить от аппаратной системы пультовые станции.


Вероятно, угроза отключения системы мониторинга и раннего оповещения при пожаре сможет сдать действующих руководителей ведомства более сговорчивыми к просьбам о новом договоре со стороны Качева и компании. Возможно это было бы правдой, если бы система действовала эффективно. Но, и в этом есть большие сомнения.

Самый резонный встречный вопрос, а насколько эффективна в 2020 году закупленная еще семь лет назад и с тех пор не обновлявшаяся кардинально система? Насколько она совместима с современным оборудованием, которые ставят находящиеся под охраной учреждения сейчас? Для иллюстрации стоит привести один факт из статистики.

За минувший год зафиксировано более 103056 срабатываний из которых ложными оказались 103048. То есть всего шесть (!) раз информация о возгорании оказалась точной. По остальным сигналам тревога раз за разом оказывалась ложной. Хорошо, еще что пожарные бригады научились перепроверять действительно ли есть угроза возгорания или «стрелец снова барахлит». Но сделать это удавалось не в каждом случае. В итоге более трехсот раз пожарная дружина в обмундировании, срывала транспорт, мчалась с сиренами на помощь, чтобы в очередной раз узнать о неисправности в оповещении.

Подобная работа просто дискредитирует саму суть системы раннего оповещения при пожаре, заставляя огнеборцев перепроверять данные мониторинга, а ведь в случае реальной трагедии подобная перепроверка неэффективно работающей системы оповещения при пожаре может обернуться упущенным временем и даже жизнями.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х