Россия / 01 сентябрь 2020

Мурманские рыболовы пытаются расширить понятие «прибрежки»

Мурманские рыболовы пытаются расширить понятие «прибрежки»

Правила прибрежного рыболовства бизнесмены хотят трактовать в свою пользу для увеличения прибыли, не обращая внимания на необходимость развивать береговые предприятия и обеспечивать население дешевой рыбой

Не так давно в интернете начали появляться новости с «криками о помощи» рыбаков Кольского Севера в борьбе с беспределом чиновников и всяких контролеров, действия которых уже якобы остановили одно из направлений рыбной отрасли. Речь идет о прибрежном рыболовстве. Термин этот общеизвестный и вроде бы понятный. Однако определенные аспекты этой отрасли и правил ее функционирования остаются в тени. В чем суть и подоплека возникшего конфликта, пояснили эксперты.

Казалось бы, все должно быть понятно уже исходя из названия: прибрежное рыболовство должно осуществляться вдоль береговой полосы, чтобы у рыбаков была возможность в короткие сроки доставлять на берег свежевыловленные морепродукты. На практике же рыболовные суда в рамках прибрежных квот добывают морские биоресурсы в пределах исключительной экономической зоны нашей страны, которая составляет 200 морских миль от границ российского территориального моря. Законодательством это не запрещается, и в этом плане рыбаки вольны сами определять район промысла с учетом возможностей скорой доставки рыбопродукции на берег для ее переработки. Нюанс заключается лишь в том, что рыба должна быть привезена в живом, свежем или охлаждённом виде, то есть какая-либо термическая или иная обработка в рамках «прибрежки» не допускается.


Видимо, эта особенность и не дает покоя северным рыбопромышленникам, которые, судя по всему, подзабыли основную цель прибрежного рыболовства – говоря законодательным языком, это поддержание и развитие социально-экономической инфраструктуры прибрежных регионов на основе рационального использования водных биоресурсов. Законами предусматривается, что «прибрежка» должна обеспечивать простаивающие рыбоперерабатывающие береговые предприятия свежим сырьем и давать возможность населению покупать свежую рыбу по адекватным ценам. Взамен рыбаки получают соответствующие преференции в виде повышающего коэффициента 1,2 для расчета объема вылова при промышленном рыболовстве.

Исходя из требований межгосударственного стандарта (ГОСТ 814-2019), срок годности свежевыловленной рыбы в зависимости от времени года составляет от 7 до 12 суток, чего вполне достаточно для доставки ее на берег и последующей переработки. Но, как пишут СМИ, вместо того, чтобы насыщать местные береговые предприятия свежедобытыми уловами, группа компаний, входящих в холдинг «Норебо», всячески стремится действовать самостоятельно, производя готовую продукцию на своих траулерах, за что закономерно поплатилась крупными штрафами. Однако представители вышеупомянутой организации отказываются понимать понятие «готовой продукции, произведенной на судах», а вместо этого сетуют на агрессивные действия контрольных органов, забывая при этом, что никто никого не принуждает соглашаться на ограничения «прибрежки». В случае, когда есть сложности привозить рыбу в свежем или охлажденном виде – а иногда звучат мнения, что никому не нужна рыба с несвежими 10-дневными внутренностями, — то вполне можно организовать ее доставку в живом виде, так будет даже лучше. Если по каким-то причинам рыболовная организация не способна работать в рамках законов о прибрежном рыболовстве, тогда почему бы просто не уйти в промышленное рыболовство, где разрешена полная переработка рыбы и производство той же печени трески в банках. Как всегда и бывает, дело просто в прибыли и стремлении ее приумножить, используя повышающий коэффициент. Только рыбаки в погоне за деньгами совсем забыли, что морские биоресурсы не их собственность, а являются достоянием страны.


Отметился в этой истории и председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов, попытавшийся разобраться в действиях «административного головоруба». В своих измышлениях он приплел сюда и Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», и относительного новый проект губернатора Мурманской области «Наша рыба», который призван дать возможность мурманчанам покупать качественную и недорогую рыбу отечественного улова. По мнению Балашова, действия местных контрольно-надзорных органов настолько нелогичны, что уже попросту мешают реализации проектов региональных властей по поддержке населения, из-за чего в итоге страдают простые люди.

Судя по всему, Валентин Валентинович либо не знает, либо просто не хочет знать, что организаторам проекта «Наша рыба» фактически приходится выпрашивать морепродукты у рыбаков, которые, в свою очередь, не торопятся реализовывать уловы на отечественном рынке. Толстосумы из «Норебо» формально соблюдают требования по доставке на российский берег свежедобытых уловов, которые должны обеспечивать местных жителей свежей рыбой, но потом эта рыба на их же фабриках проходит обработку и уже в виде груза уходит на внешний рынок за валюту. А как же «Наша рыба»? Намеренно или нет, но, видимо, в своей авторской колонке Балашов пытается рассорить мурманские власти с так называемыми «контролёрами» в угоду интересов крупных и зачастую недобросовестных рыбопромышленников.


Как жалуются рыбаки, из-за действующих ограничений «прибрежки» и запрета на производство готовой продукции на борту траулеров большое количество технологического оборудования простаивает и не приносит никакой пользы. Но ведь никто не мешает взять квоту под такие суда на промышленное рыболовство, где можно не боясь никаких санкций «контролеров» производить готовую продукцию. Говоря простым языком, когда покупаешь высокоскоростное авто, тебе всё равно никто не даст разрешение ездить по дорогам с огромной скоростью. Похожая ситуация и в рыбопромышленной отрасли.

По мнению председателя правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолия Евенко, в обозримой перспективе, когда в России появится специализированный флот для прибрежного рыболовства, возможны какие-то законодательные послабления для переработки рыбы на борту, но это уже будет касаться только «прибрежников».

В итоге выходит, что многочисленные новости об убытках рыбаков Севера, связанных с действиями контрольных органов в прибрежном рыболовстве, направлены лишь на попытки развернуть действующее законодательство в интересах бизнесменов. Жаль только, что столько усилий с их стороны затрачивается не на развитие отечественной береговой инфраструктуры и насыщение местных рынков свежей рыбой, а только на получение сверхприбыли.


Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
х