Куртатинцы. Их единство и родство с осетинами
Куртатинцы проживали в ущелье реки Фиагдон. На западе соседями куртатинского общества были алагирцы (Алагирцы. Их земли и происхождение), на юге – туальцы и тырсыгомцы, на востоке – тагаурцы. На северной равнине расположились кабардинцы (Перемещение кабардинцев на земли бывшего Аланского государства).
Общество куртатинцев являлось объединением нескольких гражданских общин. Крупнейшими из них были Куртатинская и Цимитинская. (Народы Кавказа)
В северной части ущелья находились поселения Куртатинской общины – Уаласых, Барзикау, Даллагкау, Дзуарикау, Карца, Ацонага, Джизи, Дзивгис, Гули.
По преданию, Куртатинскую гражданскую общину создают два брата, то есть правнуки Сидамона – Курта и Тага. В дальнейшем братья ссорятся, и Тага со своей семьёй вынужден переместиться в соседнюю Даргавскую долину. Курта со своими тремя сыновьям становятся родоначальниками Куртатинской общины. Одни из этих трёх колен называлось Уаласых – по наименованию своего древнейшего поселения. К числу фамилий этого колена относились Боговы, Дзаболовы, Созановы, Хуриевы, Черджиевы. В колено Найфоната входили Бритаевы, Гайтовы, Тотровы, Фарниевы, Хадарцевы и прочие фамилии, а в колено Тымболата – Ардасеновых, Дзодзиковых, Каболовых, Парсиевых, Хаматовых и т.д.
Цимитинская гражданская община изначально располагалась в большом и хорошо укреплённом селении Цимити. Цимит, по своим размерам и планировке, был похож на город. Несмотря на свои просторы, в нём стало тесно и цимитинские жители решают основать вблизи от Цимита ещё три поселения – Хидикус, Урикау, Кадат.
Основоположником гражданской общины являлся Цимити – легендарный выходец из Дигории, подаривший своё имя центральному селению.
Исходя из древней арийской схемы, предками трёх колен являлись сыновья Цимити: Калок, Дадыг и Бази. К ним относили своё происхождение все фамилии Цимитинской общины. К примеру, Гаппоевы, Дзокаевы, Куловы, Каргиевы, Таучеловы входили в состав колена Калоката. Басаевы, Гусовы, Гудиевы, Шотаевы, Торчиновы имели принадлежность к колену Дадыгата. Из колена Базиата происходили Габаковы, Елоевы, Карацевы, Кодзаевы, Циноевы и прочие фамилии.
Кстати, не следует путать идеологию гражданской общины с системой родства. Родственные связи были между однофамильцами и членами фамильного братства-арвадалта. Люди же, находящиеся в одной общине или происходившие из одного колена, не считали друг друга родственниками, если, конечно, их не связывало фамильное родство. Появление от легендарного одного предка осетины расценивали как основу единства и равенства всех представителей общины. По преданию об Ос-Багатаре, Курта, Цимити и прочие праотцы – это в первую очередь идеология.
Независимыми маленькими гражданскими общинами являлись Лац, Кора, и союз Хилака. Хилаком именовали высокогорную южную часть Куртатинского ущелья. Основным поселением Хилака являлся Харисджин.
Куртатинская община была мощной и многолюдной. Она стремилась подчинить соседей-цимитинцев. Прибегали даже к военным столкновениям, но, к счастью, все закончилось мирно. Желание обезопасить себя, привело к тому, что маленькие общины присоединились к цимитинцам. Таким образом соперничество привело к уравниванию сил. Политическое объединение всех гражданских общин Куртатинского ущелья позволило создать одно Куртитинское общество.
Ныхас Куртатинского общества стал высшим органом управления, который формировался из выборных членов гражданских общин. (Что такое «ныхас» у осетин?)
Хотя участие в нём одних только представителей общины было недостаточно. Депутаты различных общин признавали то, что народное собрание может считаться полноценным только тогда, когда в нём участвуют все члены трёх общин.
Ещё по этой теме:
Балкарцы и их дружба с осетинами
Ингуши и их связь с осетинами
Грузины и осетины – это разные народы. Значение осетин в жизни грузин