Жизнь / История / 20 апрель 2020

Зихия - родина адыгов

Территорию северо-западного Кавказа, занимаемую сегодня, в первую очередь, Краснодарским краем условно можно разделить на историко-географический регион «Кубань» и причерноморье - от восточного берега Азовского моря, до Сочи. Об истории второго региона и пойдет речь. В эпоху Средневековья этот регион был известен под названием Зихия или Джигетия (в некоторых источников вплоть до 19 века). В I в. до н. э. первое упоминание зихов сделал Страбон в своём труде «География», книга XI.

Некоторые исследователи отождествляет современных адыгов с жившими в деревней Малой Азии хаттами, находят их родство с жившими примерно там же киммерийцами, а также с жившими в Северном Причерноморье меотами. Этот народ, в конце прошлой эры, переселился на черноморское побережье и стал известен как зихи.

Зихия - родина адыгов

Страбон описывает зихов (наряду с ахейцами и гениохами) как народ, господствовавший на море и снаряжавший флотилии для нападения не только на купеческие корабли, но и на прибрежные города. Также он упоминает о сотрудничестве этих приморских племён Кавказа с жителями Боспора, которые предоставляли им свои корабельные стоянки и рынки для сбыта добычи. Обычно тактика зихов сводилась к высадке на чужой, хорошо известной им лесистой территории, где они прятали свои малые суда, перенося их на плечах, а сами пешком совершали набеги на селения, с целью похищения людей для продажи в рабство или получения за них выкупа (зихи извещали родных пленников о выкупе уже после выхода в море, и соглашались на него охотно).

Далее этот термин встречается у Плиния (I в. н.э.), Дионосия (II в. н.э.), Прокопия Кесарийского (VI в.), в "Византийской хронике" (VIII в.), Епифа-ния (IX в.), Константина Багрянородного (945-959 гг.), Юлиана (1235 г), Иоанна де Галонифонтибуса(кон. XIV в.), Интериано (1470-е гг.) и ряда др. авторов средневековья. Сам термин "зихи" переводиться из адыгского, как "одноморцы", где "зы"—один, а"хы" — море. Упоминание этого этнонима отсутствует в письменных источниках до I в. до н.э., когда они еще жили в глубине материка и к морю не имели непосредственного отношения. Вероятно, причиной такой миграции целого народа стало давление со стороны сарматов.

По церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов.

Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами в Никопсисе в 55 году.

В IV в. н. э. они упоминаются в перипле «Описание земного круга», которое сделал Руф Фест Авиен, в частности, он писал так:

«Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта».

В раннем средневековье зихи постепенно начинают отказываться от традиционных верований (собственный пантеон богов и культ духов предков) в пользу активно распространяющегося из Византии православия.

В X веке еврейско-хазарская переписка упоминает зихов и косогов в числе стран и народов, воюющих с Хазарским каганатом.

На рубеже VIII-IX вв. Зихия, возглавляемая вождями, была довольно значительной страной.

Сигизмунд фон Герберштейн, посол германского императора, посетивший Великое княжество Московское в 1517 и в 1526 гг., рассказывал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские:

«… Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а особенно купцов, плывущих из Кафы в Константинополь…».

После XIII-XIV века в упоминаниях об этом народе все чаще встречается этноним "черкасы", "черкесы". Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Джорджио Интериано в своей книге «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адыги». В XVI веке в «Записках о Московии» габсбургский посол, историк и писатель Сигизмунд фон Герберштейн, отдавая дань прежней традиции, называет эту народность «чики» (ciki), однако параллельно уже использует новое название — «черкасы пятигорские».

В Зихии (Черкесии), имелись и небольшие города — Зихополь, Никопсия и другие.

Язык черкесов (адыгов) относят к западно-кавказской (адыго-абхазской) группе северо-кавказской языковой семьи, представители которой признаны лингвистами древнейшими жителями Кавказа. Обнаружены тесные связи адыгского языка с языками Малой и Передней Азии, в частности, с ныне мертвым хаттским, носители которого обитали в указанном регионе 4-5 тыс. лет назад.

Древнейшими археологическими реалиями черкесов (адыгов) на Северном Кавказе являются Дольменная и Майкопкая культуры (III тыс. д. н. э.), принявшие активное участие в образовании адыго-абхазских племен. По мнению известного ученого Ш.Д. Инал-ипа ареал распространения дольменов и есть в основном «первоначальная» родина адыгов и абхазов.

На Востоке граница с Аланией проходила чаще всего по Лабе, хотя временами Аланы продвигались намного западнее.

Тьмутаракань/Тамарха/Тамань временами входила в Черкесию, временами в Хазарию, временами в Черниговскую землю, временами в Византию. Здесь же располагалась кафедра Черкесского (Зихского) митрополита. Мстислав Владимирович в 1022 г. провел свое легендарное единоборство с черкесским князем Редедей (сына погибшего "Редеди Касожского" он женил на своей дочери в Чернигове - от детей Редеди пошли такие роды как Лопухины, Ушаковы, Глебовы и т. п. В следующем 1023 г. князь ушел вместе с черкесами в поход на своего брата Ярослава Мудрого, которого победил в битве у Листвена.

[img]"[/img]

В 1223 г. и в 1237 г. монголо-татарское войско добралось до Черкесии. Во время нашествия погиб черкесский правитель Тукар.

Гильом де Рубрук пишет в 1253 г.: "Зикия... не повинуется татарам... Черкесы... все еще борются против татар".

Только в 1277 г. монгольскому полководецу Ногаю удалось привести к зависимости равнинных черкесов, а в 1325-34 гг. правитель Золотой Орды Узбек-Хан упрочил власть над ними, однако горные племена черкесов, как и племена проживающие на самом побережье сумели сохранить независимость.

После гибели Золотой Орды в результате нашествия Тамерлана, большая часть черкесских племен мигрировала на восток на обезлюдевшие земли бывшей Алании. Так родилась Кабарда.

На рубеж 15-16 веков, приходится пик натисков турок и татар на Черкессию. Турки захватили генуэзские города в Черкессии, Матрего на Тамани и Анапу. Напряженная борьба за эти опорные пункты продолжалась всю первую половину 16 века. Угроза независимости страны приводит адыгских князей из Западной Черкесии и Кабарды в 1552 году ко двору Ивана Грозного. Вскоре оформился союз Московского Царства со старшим князям малой Кабарды - Темрюком Ильдаровичем.

До Кавказской войны Западная Черкессия, в отличии от Кабарды, представляла собой не единый консолидированный народ, а делилась на этнографические группы. Из них сравнительно многочисленными были: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, егеруковцы, темиргоевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, жанеевцы, кабардинцы, шапсуги и хатукаевцы.

Такая пестрая политическая картина сложилась отчасти из-за различий в социально-политическом устройстве. Например, некоторые племена черкесов были «демократическими», они свергли власть князей и установили народное управление. Это такие народы как: шапсуги, абадзехи, натухайцы. К «аристократическим» субэтносам черкесов (с княжеской властью) относились - кабардинцы, бжедуги, бесленеевцы, темиргоевцы, хатукаевцы, махошевцы, мамхеговцы, егерухаевцы и др.

[img]"[/img]

Дальнейшая история, особенно период Кавказской войны полностью перекроила уклад адыгского народа, часть которого навсегда покинула родные земли и эмигрировала в Османскую империю и на Ближний Восток. Те адыги, которые остались на территории Российской Империи сегодня населяют значительную территорию Кавказа, в основном, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкессию и Адыгею.

Славная история потомков зихов - адыгов в XIX-XX веках достойна отдельной статьи, к которой мы обязательно вернемся в ближайшее время.

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930