Канжальская битва. Миф или правда?
Ночное сражение 1708 года у горы Канжал в верховьях реки Малки, в ходе которого черкесы под предводительством князя Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из турок и крымских татар. По мнению российских ученых, битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории кабардинцев, балкарцев и осетин».
В XVI веке кабардинцы и русские страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, что толкало к сближению Москву и Кабарду.
Это тесное взаимодействие двух народов вылилось в то, что к середине XVI века адыги сумели захватить османско-татарские военные базы Темрюк и Тамань. Что во многом способствовало разгрому русскими Астраханского ханства.
Ответом крымцев было 2 похода на Москву, в результате которых город был сожжен, а десятки тысяч русских было захвачено в плен. Русские были вытеснены Кавказа более чем на 100 лет. Но, это не касалось деятельности казачества. Казаки основали множество станиц и укрепленных городков на Кавказе и регулярно совершали нападения на турок и крымских татар, в частности, им удалось захватить Азов и на какое то время удержать его. Этот подвиг вошел в историю как Азовское сидение. Полвека спустя в результате Азовских походов Петра I Азов (а также Таганрог, Павловск и Миус) отошел к России и 3 июля 1700 года с Турцией был заключён Константинопольский мирный договор и освобождалась от ежегодной выплаты дани крымскому хану. Статья VII этого договора гласила: «А достальныя земли, как по сю пору от Государства Оттоманскаго владены были, паки тем же образом в Государстве и во владении его ж да пребудут Нагайцом и Черкассам и иным покорённым Турскому Государству…», таким образом в тот момент истории Россия не могла вмешаться в отношения кабардинцев и крымского хана. Мирный договор России и Турции обеспечил нейтралитет Турции и позволил Петру I сконцентрировать все военные силы для Северной войны.
В это время адыги все еще страдали от непомерной дани, которую взимали турки, которую они платили, чтобы быть освобождёнными от татарских набегов. Однако султан не обеспечил соблюдения этого обязательства, и татары совершали набеги до самого центра кабардинских земель, грабя и отбирая всё, что могли добыть.
При анализе основных событий произошедших в битве у горы Канжал используются сообщения и записи, в основном, иностранных авторов XVIII века. Они во многом расходятся (в основном в оценке численности войск крымцев), но передают единую суть произошедшего.
Согласно данным Абри де ла Мотрэ (французский агент шведского короля Карла XII): "Черкесы задумали не только пресечь эти разбои, но и отказаться от уплаты дани. Султан повёл против черкесов войско татар (числом около 100 тысяч — по Мотрэ). Черкесы отправили в лагерь хана письма с изъявлением покорности и просьбами о мире. Далее в течение 19 дней черкесы усыпляли бдительность войска неприятеля переговорами о количестве и качестве предстоящей к уплате дани и затем неожиданно напали на лагерь со всех сторон и перебили бóльшую часть войска. «Хан, который находился во главе бежавших, оставил своего брата, одного сына, свои полевые орудия, палатки и багаж. По своём возвращении он был низложен и отправлен в ссылку на Родос».
Современник битвы кабардинский князь Татархан Бекмурзович писал: «А побито войска у крымцев одиннадцать тысяч. Сам хан ушел в одном кафтане с малыми людьми, а иные без бою с гор убивались. Солтана [наследника-калгу] взяли в плен и многих их мурз и простых крымцев, четыре тысячи коней и панцырей множество, 14 пушек, 5 бомб, много пищалей и всю их пороховую взяли. И шатры, которые у них, все взяты».
В письме кабардинских князей астраханскому губернатору утверждается, что «… в жизнь покойного Кургука бека наши кабардинцы с отчаянием своего живота и со всею ревностью сорок тысяч крымского войска, встретя при горе Канжал… получе совершенную победу оное предали посечению».
Ход битвы
Большая часть источников сходится в том, что исход Канжальской битвы и всего похода крымского войска в Кабарду был решен внезапным ночным нападением кабардинцев, вызвавшим панику и резню татар. После этого, видимо, и велось в течение некоторого времени преследование и уничтожение остатков крымского войска.
Политическое значение
Большая Кабарда во второй половине XVII века была разделена между тремя братьями, ставшими патриархами трёх (позднее четырёх) княжеских домов. На протяжении XVI-XVII вв. крымские ханы брали с Кабарды дань людьми, лошадьми, доспехами и оружием. Также кабардинские князья регулярно давали Крыму аманатов-заложников.
Канжальская битва защитила черкесов от непомерных грабительских аппетитов крымского хана, но не смогла освободить Кабарду от статуса данника, так как в последующие десятилетие после Канжальской битвы источники отразили целый ряд случаев выплаты черкесами дани и выдачи аманатов — аналогично этому победа русских в Куликовской битве 1380 года не освободила их от ордынского ига.
Для черкесов, кабардинцев и других адыгоязычных народов оно является одним из символов национального героизма. Тюркские народы — включая балкарцев — негативно относятся к этой теме: среди них распространен лозунг «Канжальской битвы не было». Есть и третья версия — что сражение было эпизодом феодальной войны, а не национально-освободительной. Ее сторонники указывают, что черкесы воевали по обе стороны конфликта.
В 2008 году Кабарда празднично отметила 300-летие победы в Канжальской битве. Черкесские активисты организовали конный поход к предполагаемому месту битвы, в ходе которого на горе Канжол был установлен памятный знак — «воткнутый в землю кинжал, символ, который в старину означал, что данная земля завоёвана»
В 2018 году к 310-летию битвы предполагалось организовать новый поход всадников на конях кабардинской породы. Однако в балкарском селе Кенделен дорогу группе с адыгскими флагами преградили местные жители, начались межэтнические столкновения, для пресечения которых в село были введены подразделения Росгвардии, применявшие против метавших камни протестующих дубинки. Аналогичные конфликты были в 2008 году, когда местные жители встретили колонну плакатами «Канжальской битвы не было» и «Застолбить землю не дадим».
Источник