Как грузинский художник-самоучка прославился на весь мир
Нико Пиросмани наивный художник, самоучка, из Тифлиса. Мир о нем узнал в 1913 году, когда его картины представляют на выставке авангардистов в Москве.
Российскую империю в начале 20 века охватила волна авангарда, пришедший из Парижа. Художники уходят от академизма, вдохновленные Матиссом, Сезанном, Гогеном.
Многие думают, что художники авангарда не умели рисовать. Неправда.
Они прошли профессиональную академическое обучение. Им как всем художникам, ставили гипс, натуру, но в своих живописных решениях пытаются сделать несколько шагов назад, увидеть первичное видение. Так, как рисуют именно дети. Так как рисует художник, не закончивший академию. В искусстве этому стилю дали определение Неопримитивизм.
Кубизм в начале 20 века стоил относительно не дорого. Русский коллекционер Сергей Щукин отличался от других коллекционеров, что брал те картины, которые еще не были опробированы на рынке. По воскресеньям он приводил молодых художников к себе, лично водил экскурсии, рассказывал о молодых веяниях, те перерисовывали современные картины, т.е. Матисса, Гогена, Сезанна .
Наравне с неопримитивизмом популярно наивное (примитивное) искусство. Это не народной творчество, а скорее кич. В то время реклама не воспринималась как искусство, тк их делали не профессиональные художники, те которые не отправлялись в Петербург или Москву в профессиональные образовательные учреждения. По сложившимся обстоятельствам люди решили заняться живописью. У них нет денег на дорогие краски хосты, и они используют подручные материалы. Палитра в ограниченной гамме, живопись плоскостная, надсмотренная в церкви.
🔻В 1913 году представляют на выставке "Мишень" художника Нико Пиросмани. Его открывают братья Зданевичи годом ранее. Они отправляются в Тифлис на каникулы, и замечают, что питейное заведение, которое они посещают изо дня в день оформлено одним живописцем. Его находят быстро. Нико интересен тем, что его сюжеты напоминают нам библейские. Соломенная шляпа рыбака - нимб, скалы - обратная перспектива, которая до сих пор встречается во всех изображениях Троицы. Кутеж - Тайная вечеря. Барашек - агнец на заклание. Вот такие отсылки сделаны были по наитию, интересовали художников. Анализ, откуда появляются образы у художников, которые нигде ни чему не обучались.
Палитра у Нико была очень ограниченная. Как и у Ларионова в серии Сезоны. Нико использует 3-4 цвета. белила, синий и желтый, красный. А черный - это клеенка, не прописанные места, а зеленый - соединение желтого и синего. Белый к него совсем белый, потому что проступает клеенка, на которой он создавал все свои рисунки. Любые краски держались на козеиновом клее.
Живопись пишется на черном фоне. В последний раз черный фон появлялся в живописи в Петровскую эпоху, при переходе к портрету, парсуне. Черный фон - это совершенно что-то народное допотопное, потому что с эпохой Петра I все ориентируются на свето-теневой портрет, на объем, на прекрасный античный фон, колонны и тд. И черный фон воспринимается как архаичный рисунок, художника-не умельца.
Резюме
период раннего авангарда связан с неопритивизмом.
важнейшим стимулом к увлечению примитивами стала живопись французских художников: Матисса. Гогена и Сезанна
в примитивах художники пытались постичь первичного видения, как будто они ничему не учились, ничего не видели, игры народной культуры
одной из главных ценностей этого "первого" периода авангарда является открытый яркий цвет.
художники примитивисты, к коим принадлежал и Нико Пиросмани, отображали идеи неопримитивистов, чем были ценны на первую половину 20 века в Российской империи
На сегодня всё, друзья, надеюсь вам понравилось. Не забываем благодарить - ставьте лайк, подписывайтесь канал, если интересная грузинская тематика
Источник