Отвергнутая невеста, жених-двоеженец и другие свадебные ситуации в картинах художников
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Особенно много картин про свадьбы было в реалистическом изобразительном искусстве XIX века, что закономерно. Живопись того периода была ориентирована на жизнеописание и раскрытие общественных и этических проблем. Поэтому так интересно разглядывать картины тех лет. Возникает ощущение, что читаешь книгу.
Я рассмотрю в этой статье четыре картины разных художников, показывающих различные свадебные ситуации.
Начнем с этой картины австрийского художника Эдуарда Свободы (1814-1902). Показана крайне драматическая ситуация - буквально перед алтарем жених отказывается заключать брак. В чем причина столь драматического отказа? Если жених дошел до алтаря, и вдруг отказался жениться, для этого должны быть очень веские основания. Скорее всего - обман, который только что вскрылся. Например, невеста оказалась не так богата, как надеялся женишок, или она оказалась не так невинна, как он думал.
Однако ключевая фигура тут - молодая женщина, которая стоит на коленях и молит о чем-то шокированного жениха. На полу перед ней валяется, насколько я понимаю, письмо. Похоже, все дело в нем. Жених смотрит на эту даму как на кошмарное видение. Но что-то мне подсказывает, что в этой ситуации все не так явно, как кажется поначалу... Уж не является ли отвергнутой невестой на самом деле не та, что в белом платье, а та, что стоит на коленях? Не на ней ли жених ранее обещал жениться, а потом отверг и оказался у алтаря с другой? Как думаете?
Посмотрим теперь на другой полотно. Его автор - Василий Пукирев, ставший знаменитым благодаря своей картине "Неравный брак". Здесь он также показывает свадьбу, но ситуация иная. Венчание прервано. Все в шоке. Невеста опять-таки в обмороке. Но причина скандала понятна по названию - Пукирев не стал интриговать зрителя и дал пояснение. Венчание прервано, потому что жених оказался уже женат.
И опять мы видим в центре картины женщину, которая прервала церемонию. Она стоит с повинным видом рядом со смущенным женихом. Ясно, что это - его законная жена, наличие которой жених скрыл. Дикий скандал!
Зато на картине Прянишникова никакого скандала (пока) нет. Художник показывает тот момент, когда разряженная невеста с родителями ждут шаферов, которые повезут ее венчаться. По традиции до свадьбы жених с невестой не должны встречаться и должны приехать в церковь отдельно друг от друга. При этом невесту сопровождают шаферы, которых присылает жених, как бы доверяя им ее.
Видно, что семья сидит, как на иголках, вся в ожидании, все немного волнуются. У невесты отрешенный вид - через пару часов она приобретет новый статус. Будет ли эта девушка счастлива в семейной жизни? Выходит ли она замуж по любви, добровольно? Сложно сказать.
Надеюсь, девушка с картины Прянишникова выходит замуж не поневоле, как эта невеста с полотна Огюста Тульмуша. Здесь мы видим девушку в атласном свадебном платье, в окружении подруг, или сестер, которые утешают ее. Младшая сестра, не совсем понимая драматизм ситуации, примеряет на себя свадебный венок. Невеста сидит, как истукан, и остановившимся взглядом смотрит в пространство, ничего не видя.
Понятно, что ее выдают замуж насильно. Судя по обстановке, девушка не бедная. Похоже, она стала жертвой деловых целей родителей. Жалко ее... К сожалению, подобные браки в прошлом были сплошь и рядом. Мнения девушек многие родители не спрашивали, когда речь шла о больших деньгах и иных выгодах.
Почитайте еще на моем канале:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Противоречивый образ ростовщика и банкира в искусстве
Самурай, ставший христианином: судьба первого японского посла в Европе
В блоге мужа:
Сворованный у эстонцев фонтан в Феодосии
Источник