Путь от героя до объекта насмешек: образ Бориса Ельцина в искусстве
Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. То, каким изображали Бориса Ельцина художники, наглядно показывает, как менялось отношение к его личности и деятельности в течение 15 лет. Общесоюзную известность Ельцин получил в 1985 году, когда был назначен первым секретарем Московского городского комитета КПСС. Он тут же развернул активную деятельность начав с чистки аппарата, поувольняв почти весь состав руководства.
Также он вверг в восторженный ступор граждан, совершая неожиданные рейды по магазинам и ездя по делам на трамвае. Подобный популизм был тогда внове, и личность Ельцина начала обрастать легендами.
Выковывался образ борца за народное благо, своего в доску парня, решительного, честного, смелого. Харизма Ельцина в те годы зашкаливала и начала угрожать даже популярности Горбачева, который был более обтекаем и официозен. В 1987 году, став членом Политбюро, Ельцин резко критиковал партийную верхушку, что вызвало небывалую ранее волну народной любви к нему.
Пик популярности Бориса Николаевича пришелся на 1991 год, когда он возглавил противостояние против ГКЧП в то время, как Горбачев сидел взаперти и ничего не мог сделать. Последовавшие затем бурные события поставили Ельцина во главе страны. Его тогдашний образ рыцаря без страха и упрека прекрасно виден на картине Кабанова. Обратите также внимание на плакаты тех лет.
Тут мы видим откровенную идеализацию образа Ельцина, доходящую до подхалимажа, когда его ассоциируют буквально с Георгием Победоносцем.
По мере того, как жизнь в стране ухудшалась, доведя основную массу народа до полной нищеты, настроение эйфории стало быстро улетучиваться. Тяготы жизни, когда за обычными продуктами надо было стоять в очередях часами, да и то их давали по карточкам, наглый разгул преступности, беспомощность правоохранительных органов, разрастающаяся коррупция - все это поднимало волну недовольства.
Ельцин не оправдал надежд, а такое не прощают.
К тому же поведение самого Бориса Николаевича, возникновение семейной группировки ("Семьи"), ворочающей миллионами на фоне обеднения народа, а потом и чеченская война стали вызывать все большее озлобление людей. Отношение к Ельцину поменялось в сторону минуса. Появилось большое количество карикатур, в том числе очень злых. Вот посмотрите на карикатуру выше - Ельцин едет в общественном транспорте, и его окружает восторженный народ. То, что раньше вызывало симпатию, теперь показано сатирически.
Художник издевается на популистом Ельциным и теми, кто ведется на его популизм.
К тому же в 90-е годы стал очевиден алкоголизм Ельцина. Его пьяные выходки, особенно прилюдные, транслируемые на весь мир, унижали не только его, но и страну. На это было невыносимо стыдно смотреть. Появилась масса карикатур, высмеивающих алкоголизм Ельцина. Притом не только в России, но и в мировых изданиях. Престиж страны был ниже плинтуса...
Народ в общей массе возненавидел Ельцина. Вняв остаткам разума, он покинул президентский пост, сделав тем самым россиянам лучший подарок на начало нового тысячелетия. Но этот подарок был с привеском - уходя, Ельцин совершил свою главную ошибку, присокупив к своему уходу скромный (на вид) бонус в виде неприметного человечка по фамилии Путин.
Почитайте еще на моем канале:
Как не любить Александра Дюма, человека с неистощимой фантазией, автора увлекательных книг, гурмана и донжуана!
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Когда откроют границы, поезжайте полюбоваться на Пон-дю-Гар, это будет незабываемое впечатление, точно говорю
Источник