Кабарда: дружба, союз, колонизация, война и мир
Российская колонизация Кабарды имеет давнюю предысторию. Взаимоотношения с Кабардой Руси, русских княжеств, потом Русского царства, а вслед за ним и Российской империи начались в незапамятные времена. Вероятно, это случилось еще во времена антов, когда русский народ еще не сформировался.
Во времена Киевской Руси черкесы активно взаимодействовали и были хорошо известны. И уже тогда многие из них видели для себя на Руси хорошие перспективы. Кто-то торговал, кто-то нанимался в дружину.
Были даже локальные черкесские поселения на севере нынешней Украины. Впоследствии эти группы слились с местным населением.
В период Московского царства отношения стали более плотными. Некоторые черкесские аристократы приняли русское подданство и были введены в дворянское сословие Руси.
Вероятно, кульминационной точки эти взаимоотношения достигли при Иване Грозном, одна из жен которого (Кученей. После крещения – Мария) была дочерью кабардинского князя Темрюка, за что ее и звали Темрюковной.
Хотя роль Марии Темрюковной обычно оценивается историками негативно, это стало проявлением общих политических интересов Руси и Кабарды. Сходились они на Крымском ханстве, которое создавало немало хлопот как для Руси, так и Кабарде.
Объединение усилий стало приносить плоды, а к XVIII веку позиции Крымского хана пошатнулись. И Россия, и Кабарда к тому времени изрядно окрепли. Но если в России укреплялось единовластие, то Кабарда оставалась, хотя и сильным, но раздробленным образованием.
Вероятно, если бы в Кабарде была единая государственная система, это поспособствовало бы развитию более гармоничных отношений с Россией, да и Османам пришлось бы поумерить пыл, но этого не случилось.
Окрепшая же Российская империя к этому времени вела активную колонизацию новых земель, и именно это стало причиной того, что бывшие союзники стали врагами. Причем свой вклад здесь сделали не только российские власти, но и казаки, резво продвигавшиеся на юг.
Когда же был построен Моздок, появление российской крепости на кабардинских землях восторга не вызвало. Кабардинские князья стали возмущаться такой политической бестактностью Санкт-Петербурга, но российская власть эти выступления игнорировала. Когда же начались вооруженные выступления, их стали подавлять соответствующим путем.
Поэтому, когда началась русско-турецкая война, часть кабардинцев встала на сторону Порты, тогда как другая часть заняла сторону России.
Чем бы это могло закончиться – неизвестно. Но назначенная столицей администрация решила действовать в Кабарде радикальными методами, что еще больше усилило протурецкие настроения среди местного населения.
Их преемники оказались не лучше, и высказывали идеи, сводившиеся к тому, что присоединить Кабарду проще всего путем уничтожения продовольственной базы местного населения. При этом методы действий российских войск во много копировали действия самих кабардинцев, так что здесь обе стороны могли бы соревноваться в жестокостях.
В 1774 году Османская империя признала Большую Кабарду российской, а вскоре на границе Кабарды и Чечни строятся укрепления, которые должны были не допустить эскалации нестабильности из Чечни. Надо сказать, что такая тактика сработала, но только отчасти.
В конце XVIII века часть кабардинцев (не без подстрекательства Турции) начинает новую волну антироссийских выступлений, которые повлекут за собой новую череду карательных акций.
В скором времени Кабарда станет одним из важнейших (если не важнейшим) центром кавказского сопротивления, где обе стороны вновь будут состязаться в жестокости.
Мир в Кабарде установился только во второй половине XIX века. Увы он был недолгим: две мировые войны, крушение империи, революция, Гражданская война, разруха и сталинский период особого простора для истинно мирной жизни не оставляли ни кабардинцам, ни прочим жителям бывшей Российской империи. Что будет дальше?
Источник