Жизнь / История / 01 июнь 2020

Ели ли горцы свинину до принятия Ислама?

Ели ли горцы свинину до принятия Ислама?

Нарты разводят домашних свиней, охотятся за дикими кабанами, едят свиное мясо, носят обувь из свиной кожи и т.д. (ср. шапс. къуэшъуэ цуакъ ‘обувь из свиной кожи’ (Н. VI. с. 188). Это вполне соответствует и тому, что название свиньи надежно реконструируется для западнокавказского праязыкового состояния: з-к. *хьуа: абх. а- хьуа, абаз. хьуа, убых. хъуа, адыг, къуэ, хъуэ, каб. кхъуэ ‘свинья’. Проецирование названия свиньи в праязыковое состояние свидетельствует, по-видимому, о том, что не только протоадыги, но и, возможно, протоабхазо-адыги разводили свиней.

Немногочисленность лингвистических данных о развитии свиноводства у древнеадыгских племен компенсируется обилием фактов из устно-поэтического творчества. Могучий свинопас Аргуан имеет свои владения, где пасутся стада свиней. Нарт Аргуан наделен устрашающей физической силой, что и нашло отражение в разных циклах эпических сказаний. Ср. адыг. Кхъуэнэкуылъыкlишъэрэ пlэстэlуылъхъэ шъыйрэ Аргуанэмэ йыфыгуыкI (НПИНА, И, с. 23). ‘Свиных колбас свежих сто, восемьсот кусков пшенной каши — пища Аргуана’. Нарт Аргуан (варианты: Ергуан, Ерыгуын, Гуэргуан и др.) обладает завидной памятью. Аргуан нередко предстает и как предводитель нартов в их дальних походах. (Там же, с. 197). Его лошадь за один день покрывала расстояние, которое все лошади нартов преодолевали за неделю (там же, с. 199).

Культ свиньи и легенда о первых нартах.
В нартских сказаниях адыгов культ свиньи настолько значителен, что с этим животным связаны эпические представления о первоначальном заселении адыгской земли нартами. Миф о первых нартах локализует первоначальное заселение нартами территории Западного Кавказа в исторической Шапсугии, приписывая топониму Натхъуадж исходные функции Натый ‘Натия’ ‘земля, страна нартов’. Согласно мифу, первые наты (нарты) совершили ритуальный обряд первоначального заселения территории адыгов. Ниже приводится отрывок из шапсугского мифа: Къэсlуагъэр йыгъоджэ шъуэлъэгъумэ, шъыд йылlэужьыгъуэми мы чlапlэм “Натхъуаджэкlэ” тызэреджагъэр къыридгъэнэфэжьынэу йышьыкlагъэу зышьыхъурэм дэжь нэфагъэ гуэрэ фэшlын фае. Шъыд фэдэ нэфагъэ фэтшlымэ хъуышып? Нэфагъэу пlшlын плъэкlынэу шьытэр бэ мэхъу, ау зэкlэми анахьышlуэу сэ слъытэрэр, непэ къуэу тшьхыгъэм ышъхьэ мы чыгэе ныбжьыкlу тапашъхьэ йытэу шьытыр тэжъугъэгъачи хэтэжъугъалъхь. Чыгаем хэхъуэзэ зэфэкlуэжьыни къуашъхьэр хиубытэшьт. Чыгым зыми гуы лъитэшьтыгъэп, ау тэ тлъэпкъэу къытхахъуэрэм тибзылъфыгъэхэм гуы лъатэнэу иlыгъэн фае. Ашь пае, цlыфэр йыбэгъуахьэу, зыгуэрджэ цlыфыхэр зэlуыкlэнхэу, е хасэ аиНынэу хъуымэ, “дэфтэрэу " мы чыгыр тиlэнэу, яlэнэу сэlуэ”. (Н. VII, с. 127). ‘Если одобряете то, что я сказал, то в знак того, что мы назвали эту страну Натхуадж, мы должны сделать отметку. Какую отметку мы сделаем? Их много, но самой верной из всех будет,— я так думаю,— если мы сделаем трещину на этом молодом дубе и положим туда голову свиньи, которую мы сегодня съели. Дуб будет расти, трещина зарастет, свиная голова останется внутри (ствола). Никто (из врагов) не заметит этого дерева, но наши женщины должны его знать. Это обеспечит благополучие, поможет продолжать род, при встречах и всеобщих сборах это дерево будет для нас священным’.

Культ дуба широко известен в картвельской, абхазской, осетинской и других кавказских традициях. Культовая функция свиньи связывается с первоначальным заселением нартами территории Западного Кавказа, закреплением за ними данной территории.

В адыгском эпосе культ свиньи связан с представлениями о конце нартского рода. В этом отношении показателен известный мотив, согласно которому свинья как представитель животного мира прекращает свое существование с исчезновением самих нартов. Последний нарт убивает или уводит с собою последнюю свинью — несомненное свидетельство особого отношения нартов к этому животному. Ср. адыг. Сэшь фэшъхьаф уэ нарт уы- теплъэжъышътэп. Нартымэ аужырэр сэры. Нарт Шыужъые ауыжырэ къуэр рихыжьэу сыlуыкlэжьыгъагъ,— lуэри lуэтэжь... Нартымэ аужырэр — сэры, къуэмэ ауыжырэр — мыры (Н. VI, с. 251— 252). ‘Кроме меня ты больше не увидишь нарта. Я последний из нартов. Скажи, что ты видел, как нарт Шужий унес последнюю свинью. Я — последний из нартов, она — последняя из свиней’; или: Сикlал, нарт лъэпкъэу мы хэкуым къинагъэр сэры ныlэп. Сэри пlалъэу сиlэр — мы къуэр сэшкыфэ нэс... Мы къуэр зысыуыхыджэ, сэ дунайр схъуэжьынэу шьыт (Там же, с. 289). “Сын мой, из рода нартов на этой земле никого не осталось, кроме меня. И мой срок кончится, когда я закончу есть эту свинью. Съем эту свинью — я ухожу в другой мир”.

Характерно, что даже в хеттской традиции дикий кабан упоминается в ряду священных животных (животных бога) (70, с. 516), что типологически сходно с представлениями о диком кабане как культовом животном в адыгской эпической традиции.

Статьи:

Стал известен июньский ТОП-10 авианаправлений по России

Угрожал пистолетом и матерился: в столичном метро задержан хулиган

Какова доля россиян с мутацией, повышающей риск тяжелой формы Covid-19

Песков сбреет бороду в знак победы над коронавирусом

Украина хвалится новой ракетой «Нептун», которая родом из СССР

Коронавирус в Сочи, последние новости на 1 июня 2020: в городе подтверждено 7 новых случаев опасной инфекции

Источник
Loading...
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031