Как мать-спасительницы собрала осетинских детей-сирот на пепелищах и повела их за собой
После крушения мощного алано-осетинского государства, поголовное истребление народа, разрушения экономической, политической, культурной сфер жизни, выжившие осетины переместились в горы. (Кто нанёс губительный удар по алано-осетинскому народу?) Но и там их территории существенно сокращались. Несмотря на это, те, кто спасся, не желал отдаваться в руки беспощадному врагу, у них была цель снова возродить свой народ, хотя эта задача была очень сложная. (Мог ли осетинский народ выжить после рокового удара?)
Такою цель в состоянии были осуществить крупные общества, состоящие из нескольких сот человек. И они возникают в различных частях Осетии. (К чему прибегли осетины, чтобы спасти свой народ?)
Алагирское ущелье становится колыбелью возрождение осетинского народа, так как там сконцентрировалось достаточно плотное население. В этом ущелье были подходящие природные ресурсы для защиты от врагов за счёт сложной системы укреплений, налаженного контроля за перевальной дорогой, которая вёла в Закавказье (в дальнейшем эта дорога получила название «Военно-Осетинская», на данный момент – Транскавказская магистраль). До сокрушительных событий, произошедших в 13-14 вв., Алагирское ущелье являлось одной из горных резиденций аланского царя.
В 15 в. в этой местности оказалась достаточное количество человек для того, чтобы снова возрождать свой народ, сохранять культуру и язык, успешно бороться с неприятелем.
К тому же в Дигорском, в Кударском ущельях Осетии также формируются крупные общества и со временем эти общества начинают осваивать соседние районы с незначительным населением.
Данных о численности осетин в 15 в. нет, так как никто не занимался подсчётами. Скорее всего, на тот момент времени представителей этого народа было не так уже много, приблизительно от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Период с 15-16 вв. знаменуется накоплением сил, тяжёлой борьбой за выживание. В памяти осетинского народа остался образ безымянной Матери-спасительницы. Известная народная песня о Задалеской Матери повествует о гибели войска и разрушении алано-осетинской страны, о том, как эта женщина начинает собирать на пепелищах детей-сирот. Она ведёт их в горную местность и укрывает в пещере, обороняет от диких зверей и кормит тем, что находит в лесу. Дети подрастают, создают поселения и предстают перед этим миром новыми родоначальниками осетинского народ. Такие слова встречаются в песне, которая существую уже шесть веков.
Осетины не помнят точное имя этой женщины, так как именуют её простым языком «Задалески Нана» - Мать из Задалеска. Она причислена к лику святых, также ей посвящён храм в поселении Задалески и ежегодный праздник.
Ещё по этой теме:
Великое наследие алано-осетинского народа
Богатая алано-осетинская культура
То, что не вычеркнуть из памяти алано-осетинского народа